Культура и искусство в условиях перехода российской экономики к
рыночным отношениям. Художественно-эстетическая и экономическая ценность
искусства. Искусство как специфический товар/услуга. Искусство - предмет
символического обмена. Искусство - «наиболее древняя» и «наиболее буквальная
форма частного предпринимательства» (И. Бродский). "У свободного рынка нет
идеологической задачи убить Моцарта" (Э. Неизвестный). Неоднозначность
позиций в отношении процесса коммерциализации социокультурной сферы в России.
"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" (А. С. Пушкин).
Предпринимательство как частный способ художественного творчества
Культура и бизнес: общее и особенное, пути взаимодействия. Бизнес - прагматичен, рационален, материально ориентирован, прибылен. Культура – прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, затратна, направлена на удовлетворение духовных потребностей.
Ахиллесова пята современной российской культуры - культурная политика. Понятие культурной политики. Структура культурной политики: концептуальный пласт, принципы финансирования, законодательной база и кадровый вопрос. Основные принципы типологизации культурной политики.Основные типы культурной политики. Культурная политики – история вопроса. Модели культурной политики.
Бизнес - культуре: модели и технологии управления. Определяющая роль
менеджмента, маркетинга, связей с общественностью и рекламы в развитии культуры
в условиях рынка. Ассимиляции различных модификаций управленческих технологий в
сфере культуры и искусства. Изменение организационных структур и аудит
приоритетов. Адаптация коммуникационных технологий управления и продвижения в
сфере культуры и искусства. Спонсорство как коммерческая деятельность по
продвижению товаров и услуг, технология «захвата» рынка. Спонсорство в развитых
странах - коммерческая деятельность, не подлежащая налогообложению.
Корпоративная филантропия – технология улучшение имиджа и репутации.
Спонсорство как инвестиция в будущее компаний в отличие от вложений в прямую
рекламу.
Культура - бизнесу: иной стиль и образ жизни, неординарность и креативность мышления, нестандартность решений, возвышение имиджа и укрепление репутации, способность облагораживать непривлекательные, но продуктивные сферы бизнеса. Фандрейзинг. Соотношение спонсорства, благотворительности и меценатства. «Давать деньги - дело нетрудное и по силам каждому. Но решить: кому их дать и сколько, и когда, и на какие цели, и как – задача нелегкая и не каждому по плечу». (Аристотель). Дж.Сорес: "Удочка - важнее рыбы". Положительный опыт западных стран – США, Великобритании, Франции, Австрии, Италии. Позиция западного бизнеса: «Поддерживая искусство, Вы помогаете своему бизнесу». Вопросы социальной ответственности бизнеса и развитие социокультурных проектов. Фандрейзинг в России. Фандрейзер – специфическая профессия. Востребованность фандрейзеров в мире и особенно в России.
Артфанзрейзинг. М., 2002.
Brand2B & Brand2C: или о том, как работают бренды… М. 2010
Долгин А. Б. Экономика символического обмена. – М., 2006.
Каменец А. В. Культурная политики и современная социокультурная ситуация //Ориентиры культурной политики. М., 1994.
Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, литературе , философии. М. 1992. И.
Котлер Ф. Дж. Шефф. Все билеты проданы. Маркетинговые стратегии исполнительских искусств. М., 2004
Культура и бизнес: формулы сотрудничества. (Материалы исследований). Серия культурные стратегии. Экспертный клуб. Культура и культурная политика. Культура и экономика: поиск новых моделей взаимодействия. Выпуск 4. - М., 2007.
Культура и рынок: современные тенденции. – М. – 2009.
Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры
Лендри Ч. Креативный город. М.,
Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Серия культурные стратегии: пер. с англ. М., 2006.
Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. М., 2004.
Оганов А. А., Хангельдиева И.Г. Мировой опыт многоканального финансирования культуры 0,5 п.л. РАГС – Владимир, 2006.
Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. М., 2005.
Прикладная культурология. М. 2009
Прикладная культурология: калейдоскоп идей. М.- 2010
Социокультурный менеджмент на рубеже тысячелетий. М., 2000.
Тоффлер А. Столкновение с будущим. // Иностранная литература. 1972, №3.
Управление культурой в рыночной экономике. СПб., 2000.
Флорида Р. Креативный класс: люди которые меняют будущее. М., 2005
Хангельдиева И.Г. «Good name» - стратегический ресурс развития предпринимательства или о культуре предпринимательства // Предпринимательство в культуре и культура предпринимательства. М., 2005.
Хангельдиева И.Г. Информационное общество и креативный класс // Краснодар 2006. Труды международной конференции. – 2006.
Хангельдиева И.Г. Искусство и рынок в России: возможен ли консенсус? // II Овсянниковская Международная эстетическая конференция (ОМЭК II). М., 2006.
Хангельдиева И.Г. Искусство и рынок // Тетради международного университета № 1, 2003
Хангельдиева И.Г. Особенности формирования художественных брендов в современной России // Артмаркетиг. – 2006.
Хангельдиева И.Г. Творческие кластеры Москвы – предмет социокультурного анализа. Май 2006.
Экономика культуры // Отв. Реактор А. Я. Рубинштейн. – М., 2005
Хотя количество информации как в Интернете, так и в его русской части, растет лавинообразно, мы решили привести некоторые сайты, содержащие информацию, пригодную для лучшего освоения курса.